Гузель Яхина — Интервью [CreatiView]

Опубликовано в: Новости | 0

У нас сегодня уникальный гость, Гузель Яхина, автор-бестселлер. Автор таких книг, как «Зулейха открывает глаза» и «Дети мои». Она заехала к нам в гости, в Ригу. Было бы ошибкой с моей стороны не попытаться поймать её за хвост, и задать ей пару вопросов.

Большое спасибо, что согласились с нами пообщаться.

— Спасибо, только ловить меня за хвост, пожалуйста, не надо. Давайте просто так с вами пообщаемся.

— Первый вопрос технический: вы по образованию сценарист, и сценариями занимались. Вы даже говорили, что начинали писать книгу со сценария. Что вас все-таки заставило перейти на прозу?

— Дело в том, что изначально
задумывался роман, просто он не очень получался, не было опыта написания
большой прозы. Поэтому я сначала написала сценарий, а позже развернула его в
литературное произведение. Это был такой сложный, многоступенчатый путь.

А что касается сценариста, это
очень интересная сфера. Другое дело, что она требует порой очень серьёзной
гибкости автора. И тот, кто этой гибкостью не обладает, не умеет создавать в
команде какие-то вещи, тот, кто не умеет видоизменять свой проект в
соответствии с жёсткими требованиями производства, требованиями других людей:
режиссёров, продюсеров, актёров, тому, наверное, в сценаристке сложновато. И
поэтому, я пока очень комфортно чувствую себя в прозе – когда истории пишу
только я, и определяю, как они складываются.

— Отлично! Второй вопрос: в рамках сегодняшней беседы, я уже отметил,
что у вас прекрасный навык общения с аудиторией, преподавательский талант. Вы
отмечаете нюансы даже больше, чем хотела аудитория. Где вы набрались такого
опыта, как часто преподаёте?

— У меня нет никакого
преподавательского опыта. Может, есть (шутка, конечно) какие-то гены. У меня
была педагогическая семья: бабушка была моя учителем русского языка и
литературы, а дедушка – учитель немецкого языка, так что, возможно, я что-то
унаследовала от них. Но как такового, опыта преподавательской деятельности у
меня нет. И я бы, может, даже и не очень его хотела просто потому, что мне страшновато,
что назидательность, которая появляется со временем у педагогов, появится у
меня в характере, в речи.

— Я вас прекрасно понимаю, поскольку сам, по факту, занимаюсь
преподавательской деятельностью в интернете, и я начинаю замечать в себе иногда
эти моменты.

— А я их видела очень хорошо у
моих бабушек и дедушек, вот сразу – учителя!

— Калиброванные, настоящие такие.

— Да, талантливые учителя, но было порой нелегко.

— Да, прекрасно вас понимаю… тогда, следующий вопрос, тоже про
творчество непосредственно. Вы, человек, я вижу, прицельный, разбивающий всё на
шаги, но, в целом, как вы подходите к творчеству, когда создаёте новое
произведение: планируете его, или у вас это более спонтанный, творческий
процесс?

— Вдохновение, интуиция — всё
это замечательно, но она не работает на длинной дистанции. Для того чтобы эту
длинную дистанцию пробежать, и даже что-то в конце иметь, на мой взгляд, план
необходим. И не просто план – планом может быть очень сухое маленькое слово, но
необходимо представить себе очень чётко то, что ты делаешь, и не только
последовательность глав, но и дыхание истории, как она развивается, какой её
темп, где она ускоряется, где она замедляется, где проступает большая история,
а где – история маленького человека, особенно, если мы говорим об историческом
романе. Где, какие герои раскрываются, где реперные точки. То есть, здесь очень
много этих линий, которые легче и удобнее для меня изобразить графически. И
часто для меня работа над структурой – это не просто разработка
последовательности шагов, это ещё и графические всякие штуки, которые я рисую
бесконечно на бумаге, расклеиваю на стенах, запутываюсь окончательно, снова их
простраиваю. Это больше визуальная работа, нежели просто построение плана.

— На самом деле, это очень интересный момент, о графике мало, кто говорит.
Я увидел, как это работает, тоже иногда стараюсь так делать.

— Именно так работа сценаристы.

— Да, а вот писатели, как-то об этом не говорят. Одни карточки
используют, как Набоков, другие ещё что-то, но это очень интересная задумка,
стоит попробовать.

Ещё вопрос, уже для аудитории, какие книги по писательскому, сценарному
мастерству вы бы посоветовали? Может, три книжки какие-то для основы, или,
наоборот, для открытия, вдохновения.

— Ну, непременно, конечно, Джон
Труби «Анатомия истории», но, я думаю, что она уже стоит на всех полках,
поэтому можем даже не считать её рекомендацией – это само собой разумеется.

Наверно, Нехорошев «Драматургия
фильма», это очень интересный, дотошный, правильный учебник по сценарному
мастерству.

Конечно, думаю, что стоит почитать
новую книжку Кристофера Воглера, которую он написал в соавторстве со своим
другом, Дэвидом Макерой, книга называется «Мемо. Секреты создания структуры и
персонажей в сценарии», как-то так. Длинное название, но, главное – запомнить
«Мемо». Это такой дайджуст некоторых современных подходов к написанию сценария.
Там вы найдёте, к примеру, типологию характеров Теофраста, древнегреческого
философа, или ту же самую теорию Гогнера, но изложенную очень кратко. Или,
допустим, краткую морфологию волшебной сказки Проппа. Такие, квинтэссенции из
того, что показалось Макере  и Кристоферу
Вогнеру важным. Эта книга есть сейчас на рынке. И мне кажется, что книжку стоит
прочесть, тем более, что там эти технологии даны ещё и в сравнении.

Ещё недавно Френсис Форд Каппола
сделал книгу, называется «Живое кино. Секреты, техники, приёмы». Книгу саму я
не одолела, потому что она больше посвящена техническим вопросам режиссёра и
сценариста, а вот предисловие – замечательное, очень интригует. Там написано,
какие фразы висят над столом Френсиса Форда Каппола, на что он ориентируется
каждый раз, когда создаёт фильм.

— Отлично, спасибо, и последний уже вопрос, как можно начинающему
автору добиться успеха, результата, хорошего произведения, которое будут
читать?

— Совет только один – писать
нужно, да и всё! J

— Как ни странно, новичок всегда ищет какой-то секрет, магию, забывая,
что магия в труде, старании, и в пути вперёд.

— Ну, давайте, на этой высокой
ноте и закончим наше интервью, удачи!

— Спасибо большое. Всем до новых встреч, пишите книги. Будьте
целеустремлёнными, хорошими авторами.

       Всем пока!

Полезный
канал Телеграм для писателей: https://t.me/BecomeWriter
Свежие истории: https://sweek.com/profile/374407/74088
******************************************** Трудовые Будни Великого Героя
(ТБВГ): Электронная: http://yokunev.com/TBVG-litres
Бумажные и другие магазины: https://ridero.ru/books/trudovye_budn…
******************************************** Читать книгу «Сомелье по
вызову»: Электронная: http://www.litres.ru/uriy-okunev-8341…
Бумажная: https://ridero.ru/books/buy/#!/somele…
(дешевле) http://www.ozon.ru/context/detail/id/…                 Превращаю безумие в истории.
Юрий Окунев — писатель, автор песен, создатель и ведущий Youtube-канала о
писательстве, путешественник и котолюб. Пишет о приключениях в реальном и
выдуманных мирах. Свою работу описывает как превращение безумия в истории.
Любит ставить точки над буквой «ё». Автор приглашает на блог, где делится
новыми историями, полезными материалами и путевыми заметками: www.yokunev.com.

Оставить комментарий