На чём стоит писать свою историю? Сделал полноценный анализ различных носителей, которые может использовать автор в своей работе. Получилось подробно 🙂
Где лучше всего писать: на бумаге или на компьютере? Или может выбрать каменные скрижали? Или отрастить бороду и засесть за печатную машинку? Разберёмся с различными носителями нашего будущего шедевра.
Отвечу на самый главный вопрос: где лучше? Там, где вы пишите. Платформа не имеет значения, если мы оправдывается ею, чтобы не писать.
Мой личный опыт, который я описываю в книге «Последняя ошибка начинающего писателя», был именно в том, что я не писал на бумаге, потому что считал, что надо на компьютере, а на компе печатал слишком медленно. А перепечатывать было лень. В итоге простой и разочарование.
Не делайте так. Пишите там, где пишется, а разные платформы и носители используйте как возможности и ресурсы, а не как оправдание.
Так, как на чём можно писать? Я выделил бы условно 4 класса носителей: физический, компьютер, гаджеты и печатную машинку. И хотя они все так или иначе пересекаются, они достаточно сильно могут влиять на стиль работы и сам текст.
Начнём с классики: физические носители. Это некая поверхность, на которой инструментом наносится знаки. Например, глиняная табличка и стилус. Или каменная скрижаль и резец.
Если вы любитель особого подхода и ценитель каждого слова, рассчитываете написать сразу шедевр, то можно рискнуть писать так, чтобы каждое слово впечаталось в камень.
В целом это интересное поле для экспериментов и вдохновения.
Недостаток такого метода в том, что это реально долго, нужно осваивать особые инструменты, да и не слишком чисто.
Разумеется, в этой же группе мы используем бумагу с ручкой или карандашом. И вот здесь сегодня полное раздолье.
Писать можно на отдельных листах и в тетрадях, в блокнотах и на карточках, на конвертах и на обоях. Всё, что попадётся под руку может быть использовано. Лично я писал в своей практике на всём, кроме карточек. У меня до сих пор есть черновики песен на обратной стороне докладов и с двух сторон конвертов.
Преимущества этого метода:
- Независимость. Не нужны электричество, техника, спец.подготовка. чуть света, ручка и вперёд.
- Видна история создания — на черновиках видно, как шла ваша мысль, как менялись слова и образы. В цифре этого иногда не хватает.
- Рукописи не горят. Это факт из моей жизни. На компе сгорело 30% рукописи и то, спас остальное случайно за счёт пересылки файла по мейлу. А наработки на будущее были на бумаге и остались. Их пришлось перепечатать заново, но сам факт — ничего не произошло.
Недостатки носителя:
- Занимает много места, когда пишешь постоянно
- Если сразу не создал систему — сложно ориентироваться в объёме
- Бумага позволяет больше воды — тексты выходят чуть более напыщенными, цветастыми и объёмными. В среднем — это данные исследования.
- Если вы пишите как я, то прочитать текст спустя неделю очень сложно, особенно если вы ещё и писали в три слоя в темноте посреди ночи.
- По итогу всё равно нужно загонять в цифру, иначе не станут читать. Или делать самому, или кого-то нанимать.
Папу слов скажу про то, чем писать. Перо, ручка, карандаш, Паркер за 500 евро или что-то за 5 рублей — не важно.
Важны два параметра: чтобы было комфортно — не пачкало, не натирало, не ломало кисть; а также то, насколько долговечна запись.
Здесь психологический момент. Карандаш вроде как можно стереть. А значит ошибки тоже есть шанс убрать. Даже если вы никогда не воспользуетесь этой возможностью, сам факт сильно расслабляет. Лично я начинал писать именно карандашом, что песни, что прозу. Отношение к процессу более лёгкое, а значит творчеством заниматься проще.
К тому же карандашом можно писать лёжа и даже кверху тормашками. Ручки чуть более капризны.
Кстати, карандашом на бумаге пишет Паттерсон — один из самых продаваемых авторов в мире. Его десятки книг в год перепечатывает жена, а может ещё кто-то. Сам автор лишь на бумаге.
Следующий способ исторически — это печатная машинка. И да, до сих пор есть авторы, которые пишут именно на них. Золотая эпоха печатных машинок — двадцатый век до появления компьютеров.
На них создавали свои шедевры и Кинг, и Брэдбери, и многие другие.
Сегодня есть группы людей, которые находят старые машинки, восстанавливают их и продолжают использовать по назначению. А актёр Том Хэнкс коллекционирует печатные машинки.
Лично я хочу попробовать этот метод в работе. У меня есть опыт, но того, как я серьёзно сел за писательский стол.
Преимущества метода:
- Особая атмосфера работы — прям киношная.
- Текст более продуманный и со временем более чистый — нет возможности исправлять на ходу легко и быстро, нужно думать над каждый абзацем. Это же и недостаток.
- Текст легко читать всем, несмотря на качество нашего почерка.
- Текст зачастую более плотный и конкретный. Экономия символов до 30% в сравнении с бумагой.
Недостатки:
- Нужно приноровиться к работе и к конкретной печатной машинке. Они все слегка разные. Не говоря о том, что бить по клавишам нужно правильно, каретку на новую строку переводить
- Обслуживание — краска, бумага, заедания, настройка — владелец машинки это ещё и немного механик.
- Шумно, по сравнению с бумагой и электронными системами.
- Носить с собой непросто.
Далее у нас следуют компьютер и гаджеты, типа телефонов и планшетов. Сейчас кратко о самих платформах, без привязки к программам, ибо есть разница. А потом пару слов про софт.
Компы. Стационарный или ноутбук — уже не важно. Важно, что относительно большая, как у печатной машинки, клавиатура, сразу виден текст и огромные возможности по подготовке и оформлению.
Явные преимущества:
- Удобство работы
- Огромный выбор программ
- Проверка на ошибки
- Текст может быть любого объёма. После массового появления компьютеров тексты снова расползлись и стали занимать больше символов на бумаге.
- Легко исправить ошибки.
- Все издательства и платформы принимают тексты только в электронном виде, так что без этапа оцифровки не обойтись.
Недостатки:
- Не видно истории изменений, и даже если видно — не так наглядно, как на бумаге.
- Нужны электричество, чуть больше требований к месту и условиям работы.
- Научиться печатать также быстро как пишется а потом — как думаете.
- Цифровые копии всё-таки горят чаще, даже если есть облака и автоматическая синхронизация. Страхуется пересылкой по мейлу, флэшками, бумажными копиями.
И несколько слов про телефоны и планшеты. Скажу про личный опыт: у меня на телефоне выходит более сухой, сжатый и злой текст. Маленькая клавиатура и тыканье 1-2 пальцами давят, как стены. В вашем случае всё может быть иначе — работал с авторами, у которых всё только в телефоне и там настоящие опусы.
Дополнительные преимущества:
- Мобильность — телефон всегда с собой.
- Записи делаются и текстом, и голосом, и фотографией.
- При использовании программ — синхронизация с компьютером.
Недостатки:
- Ночью экран очень ярко бьёт в глаза, когда записываешь мысль.
- Если используется только стандартный набор приложений, например, Notes, то могут быть сложности с тем, чтобы удобно и быстро вытащить текст и переслать на другую платформу.
- Для публикации и издательства нужно оформлять по стандартам в Ворде, чаще всего. И удобнее, и быстрее сделать на компе.
- Некоторые писательские платформы пока не сделали приложения для публикации книг, только для чтения. Снова нужен комп или иные обходные пути. Но это временно.
И как обещал, пара слов про программы.
Условно выделю три класса. Заметки, которые есть по стандарту в любой системе. Писать можно, но не слишком удобно, проверок зачастую нет, функционал ограничен.
Полноценные текстовые редакторы или процессоры: Ворд, Опен офис, Гугл Докс. Проверка текста, оформление, заголовки и даже возможность удобно печатать на бумаге. Ворд вообще является стандартом в издательствах и прочих фирмах. Именно в формате doc или docx работает большая часть планеты.
Очень удобно редактировать тексты через эти программы – режим редактора включаешь и сразу видно, где внесены правки и как изменился изначальный текст. В Ворде даже можно сравнить два разных файла и найти отличия.
При этом у этих программ есть ограничения, несмотря на всю мощь. Это всё-таки линейный процессор, в отличие от нелинейного хода мышления большинства авторов. Если вы хотите создать картотеку данных о персонажах или локациях, нужен отдельный файл, там красиво оформить, научиться пользоваться поиском.
Поэтому выходом становятся программы, созданные специально для писателей. Одна из самых известных – Scrivener. Он отсекает часть ненужных функций, зато добавляет нужные: карточки, разные уровни планирования, хранение всей собранной информации в рамках вашего исследования и так далее.
Лично я пока не пользовался, но планирую попробовать.
В своей практике применяю Word, Google, Evernote, тетради, листки бумаги, блокноты разного размера и всё то, что попадётся под руку. Пишу и на компе, и на телефоне. Мне сложно писать в шуме, но вот платформа стала для меня гораздо менее важной. Хотя на компе получается быстрее всего, если честно.
Хочу попробовать написать рассказ на печатной машинке. У меня бабушка писала свои заметки на ней. Интересно, что выйдет.
А на чём пишете вы? Делитесь мыслями в комментариях, а заодно указывайте, что ещё вы используете, кроме того, о чём упомянул в видео.
********************************************
Последняя ошибка начинающего писателя:
Литрес: https://bit.ly/LastMistake
********************************************
Мои книги:
Трудовые Будни Великого Героя
Электронная: https://yokunev.com/product/tbvg-book/
Бумажная и электронные: https://ridero.ru/books/trudovye_budn…
Сомелье по вызову
Электронная: https://yokunev.com/product/somele-po-…
Бумажная и электронные: https://ridero.ru/books/somele_povyzovu/
********************************************
Полезный Телеграм: https://t.me/BecomeWriter
Отчёт о персонажах: http://becomewriter.ru/personazhi
********************************************
Facebook: http://www.facebook.com/OkunevY
Instagram: http://www.instagram.com/YOkunev
Twitter: http://www.twitter.com/YOkunev
YouTube: http://www.youtube.com/c/YOkunev
Страница ВКонтакте: http://vk.com/okunevy
********************************************
Podcast: Play in new window | Download
Один комментарий
Облако из Белок
А у вас ус… т.е. ссылка на литрес ведёт на ютуб! 🙂