Утренние страницы — простая и действенная техника, помогающая писать (и вообще творить)

Опубликовано в: Как стать писателем | 1

Утренние страницыНачиная какое-либо дело, у большинства, в том числе у меня, возникает желание найти какой-нибудь шорткат, способ срезать угол и из новичка превратиться хотя бы в опытного, а лучше сразу в профессионала экстра-класса. Это ярче всего видно на деньгах, когда со свистом продаются курсы, предлагающие в первый же день заработать 100-200 долларов. Аналогично и с творчеством — если уж начал писать, то первый же роман, рассказ или сценарий должен побить все рекорды и стать бестселлером.

И написан быть за 1 день или максимум за неделю, не отрываясь от дивана и мороженного.

Вот здесь кстати кроется даже не один конфликт, а как минимум два: вы хотите писать (рисовать, петь, лепить) или нет? Только ответив на первый, стоит начинать задаваться вопросом продаж — это следующий, не всегда связанный с предыдущим этапом пункт.

Так вот, в этом материале я рассказываю про технику, которая поможет начать писать, но не продавать. О денежном вопросе как-нибудь потом. Сейчас только о творчестве.

Помехой творчеству (дальше я буду говорить только про писательство, но подразумевается и всё остальное) чаще всего является две крайности: либо тотальная неуверенность в своих силах, либо тотальная уверенность, что писать надо идеально и никак иначе. В обоих случаях начинающий, да и опытный писатель просто зависает перед пустой страницей.

К сожалению, единственный способ что-то написать — это просто начать писать. Проект #30daystory моё личное тому доказательство. Однако для тех, кто считает, что «нельзя просто сесть и начать писать» существует специальная техника.

Техника называется Утренние страницы или фрирайтинг. Хотя я всё-таки немного разделяю эти два понятия. Почему? Читаем дальше.

Суть техники проста: берём тетрадку (удобнее всего), ручку, кладём с вечера рядом с кроватью. Утром проснувшись берём тетрадь и начинаем писать. Не нужно думать или придумывать — нужно писать обо всём, что приходит в голову именно сейчас: о том, что хочется спать, о том, что бесит работа, о желании убить соседа с перфоратором, об отношениях, о мыслях по поводу предстоящих дел. Писать обо всём подряд, не задумываясь ни о сути, ни о стиле, ни о грамматике, ни о логике. И так 3 страницы. Не знаете о чём писать? Пишем: «я не знаю о чём писать» три страницы подряд. Надоедает обычно к концу первой и начинаются хоть какие-то проблески.

Писать стоит утром. Фишка тут в нескольких вещах. Именно так даёт технику популяризатор и автор Джулия Кэмерон в своей книге Путь художника. С утра сознательная часть, а также внутренний критик и зануда спят и не мешают работе подсознания. К тому же, если пишите с утра, то можно обойтись одним подходом в день.

Именно в этом заключается отличие от фрирайтинга — им можно и стоит заниматься несколько раз в день, особенно тогда, когда эмоции и обстоятельства выходят из-под контроля. Учитывая лень и желание «проскочить», рекомендую начать с одного утреннего подхода.

Да, будет лень. Но выигрыш в том, что а) ты пишешь, б) не надо думать что писать в) результаты есть всегда.

Как уже говорилось выше, единственный способ начать писать — взять ручку и писать. Или клавиатуру и печатать. Не суть. Страницы позволяют начать это делать не задумываясь, не фильтруя и не придираясь ни к чему. Их никому не стоит показывать — это личный дневник или даже туалетная бумага, об которую вытирается накопившаяся внутри человека грязь.

А когда пишешь не думая, ты запускаешь базовое творчество в себе, то которое приходит само. Пишешь про работу и вдруг приходит мысль о новом проекте. Или стишок. Или желание поехать в Гренландию. Этот же принцип — свободно, не задумываясь писать — затем переходит и в постоянное повседневное творчество.

Насчёт результатов. Проявляться они будут по-разному. И не с первых дней. Нужно хотя бы пару недель ежедневного бумагомарательства, чтобы что-то начало меняться. После первой пробы, я начал выдавать всякие красивые фразочки-мысли, которые можно было бы засунуть на сайт цитат – смотрелись бы там вполне на своём месте.

Лично я пишу страницы временными блоками по 3-4 месяца, потом становится не до этого. Спустя время снова возвращаюсь к технике. Знаю тех, кто годами практикует страницы без перерыва (в лучшем случае на пару дней забывает). Для таких она стала ритуалом и привычкой наравне с чисткой зубов.

Есть ещё пара правил, которые стоит соблюдать. Написал 3 страницы — переверни и не читай. Автор предлагает не смотреть 3 месяца (вначале там слишком много демотивации, жалоб и жалости к себе), кто-то рискует через пару-тройку недель. Я вообще ни разу не перечитывал свои записи, только те моменты, где писались кусочки историй, чтобы переписать в Evernote или в другую тетрадку.

Другое правило, уже озвученное — не давать читать другим. Это будет бесить, особенно некоторых близких людей. Но если вы думаете, что кто-то будет читать эти записи, вы автоматически начнёте фильтровать и эффективность резко упадёт.

Важно заметить вот какую вещь: не ждите, когда вас осенит гениальная идея. Автор в своей книге пишет, что во время утренних страниц к ней на поля забрёл персонаж Джонни, который затем вырос в полноценное произведение. Честно скажу: я ждал этого своего Джонни три месяца. Каждый день я писал, жаловался, выполнял упражнения и снова жаловался. И ждал, когда моя гениальная идея родиться и я её поймаю.

Фигушки. Такого не бывает. Чудо не происходит, когда его ждут. Это как заниматься любимым делом, одидая миллионов с первой недели — гораздо больше демотивирует, недели помогает. Поэтому не ждите каких-то выдающихся резульатов и просто пишите.

И в один совершенно обычный день окажется, что лекарство подействовало…

Подведём краткий итог.

Что эта техника даёт? Меньше зажимов, свободнее творческой поток, честнее мысли. Шелуха, муть повседневности отходит в сторону и появляется место для чего-то стоящего. Я пишу и могу сказать, что после страниц это получается проще. Мысли, фразочки, целые зарисовки приходят сами и гораздо чаще. Автор, которая вела курс по этому делу, говорит о том, что техника помогает и танцорам, и адвокатам, и менеджерам, и скульпторам стать лучше в своём деле.

Я считаю, что это происходит из-за более легкого погружения в состояние потока при работе. Поэтому и результат.

Техника проста, помогает сэкономить время и нервы, требует минимальной дисциплины. Но если вы хотите творить, то обязательно попробуете продержаться несколько недель. Не верьте на слово — пробуйте сами.

Если не верите мне, то почитайте книги Джулии Кэмерон: Путь художника, которая описывает 12-недельный курс для всех творческих людей; Право писать — отличная книжка чисто для писателей, но я рекомендовал бы ознакомиться и с первой книгой.

А какими техниками и способами при своей творческой работе пользуетесь вы? Поделитесь ими в комментариях к статье.

 

Оставить комментарий