Нудный текст или как менять ритм истории

Хр-р-р… А, о чём это я? А! О нудном тексте! Пара наблюдений, что делает текст скучным и нудным и как с этим бороться. Спешите, пока я не заснул вновь…

Каждый из нас встречался с текстами, которые вызывают не радость, интерес и восторг, а смертную, усыпляющую скуку.

Хр-р-р…

Причин для этого может быть несколько. Давайте рассмотрим их и подумаем, как избежать в своих текстах.

1. Сложная тема

Термины, наука, абстрактные вещи.

Есть темы, которые требуют активной и специфической работы мозга. Физика, математика, подвиды эзотерики и прочая философия напрягают мозг и бедняжка прячется в сон, чтобы его не мучали.

Если вы хотите донести сложные мысли, то лучше их подавать чуть проще, не теряя в сути. Отличная задача и для писателя, и для копирайтера.

К сожалению, даже здесь попытка казаться умнее или нежелание напрягаться самому и разжёвывать материал играет против нас.

2. Сложный язык

Опять же термины, замудрённые конструкции предложений, явная попытка навесить конструкции.

Это случай, когда тема может быть и сложной, и элементарной, но преподнесена…

Это можно сравнить с попыткой накормить гостей ужином, предлагая им залезть по шесту на десятый этаж, исполняя арию из Конька-Горбунка, а самому выкидывая еду в окно с противоположной стороны здания.

Так себе эффективность. И эффектность так себе. Здесь мешают заумность, канцелярит, плохая редактура и высокое самомнение.

Разумеется, даже сложные конструкции можно подавать удачно, но что касается новичков – это делать практически никто не умеет. А если умеет, то скорее всего он уже не новичок..

3. Единообразие

Пример в самом начале видео: предложения построены по одному шаблону, ритм размеренный, однотипный. Это втягивает в повествование, но и отталкивает, когда длится слишком долго. Представьте, что ваш текст полностью построен из коротких рубленных предложений. Или наоборот – они длинные, запутанные, но, по сути, одинаковые? Если не происходит чередование, то сознание устаёт и засыпает.

Однообразие в структуре текста, как и в событиях – это плохой инструмент для вовлечения и удержания читателя.

4. Ничего не происходит

Закончили с внешней формой, идёт к внутренней. Спросите себя: случаются ли у героя проблемы? Причём хотя бы раз в пару страниц? Если нет – время думать. Гладкое течение событий засасывает, но при этом вызывает ощущение нудности. Это как описывать долгий путь героя из одного края вселенной в другую, где он переходит через ручей, перелезает через гору, нюхает травки и снова лезет в горы. И потом приходит домой, пьёт чай и ложится спать.

5. Монотонный ритм

Всё идет по одному шаблону.

Кстати, монотонным и нудным может быть и экшн – если он не прекращается ни на минуту. Почему вы думаете существует структуры текста, и они даже работают? Потому что они позволяют хотя бы технически разделить события, дать истории разную скорость: спокойный первый акт с лёгким дёрганьем, настойчивый второй акт и напряжённый, быстрый третий перед тем, как наступит очередная пауза.

Хороший пример для подражания спортсмены, например, боксёры: действие на ринге длится пару минут. Потом пауза, все дышат, слушают рекомендации тренера, сплёвывают, засовывают капу в рот и выходят на бой, высоко подняв кулаки. Конкретное изменение динамики и ритма.

Кстати, это правило важно соблюдать не только в художественном тексте, но и в копирайтинге – когда мы пишем тексты в реальном мире, скажем, чтобы рекламировать свою книгу.

Несколько человек в комментариях к видео спросили, когда следующий поток «Эффективного копирайтинга». Приятная новость в том, что вы можете начать прямо сейчас – в отличие от БМП в мастер-классе нет привязки к конкретной дате. Начните прямо сейчас и уже к началу учебного года, когда весь бизнес выходит из спячки, будете во всеоружии.

Ссылка в описании.

Кстати, такие переходы, даже если они кого-то раздражают, также повышают динамику и избавляют от нудятины – что-то изменилось, сознание проснулось и вновь следит за тем, чтобы ему что-нибудь не продали втихаря.

6. Ставки конфликта

Как указано выше, если ничего не происходит или происходят однотипные события, мы начинаем скучать. Чтобы ускорить темп, нужно не только играть со словами, но и повышать ставки конфликта: не только смерть главного героя, но и двух других персонажей, которые ему дороги. Или целое поселение, которое он любит.

И вот здесь нюанс: это сработает только если мы ПОКАЗАЛИ, что герою ценны те или иные люди, места, события. Не сказали «он любит Машу», а показали их отношения. А потом лишаем их этого.

Вот тогда мы почувствуем пульс истории и мотивацию героя. Хотя бы чуток.

А чтобы жизнь малиной не казалась, стоит делать откаты: ситуации, когда вроде как обстановка улучшается прежде, чем ухудшится вновь. Или ухудшается перед тем, как кардинально улучшиться.  

И помните: падение и взлёт должны быть разной амплитуды, чтобы не возникло ощущения монотонно стучащего по рельсам поезда, в котором так сладко спится, когда соседи не бухают и не воняют…

По сути своей у вас есть три элемента, которые выстраивают ритм: улучшение ситуации, ухудшение ситуации и ровная ситуация. Всё, комбинируя их вы строите любой ритм: сальсу, румбу, спид-металл.

Вроде простые советы, но как сложно бывает их придерживаться в реальном творчестве.

********************************************

Эффективный копирайтинг: https://becomewriter.ru/copywriting

********************************************

Мои книги:

Трудовые Будни Великого Героя

Электронная: https://yokunev.com/product/tbvg-book/

Бумажная и электронные: https://ridero.ru/books/trudovye_budn…

Сомелье по вызову

Электронная: https://yokunev.com/product/somele-po-…

Бумажная и электронные: https://ridero.ru/books/somele_povyzovu/

********************************************

Полезный Телеграм: https://t.me/BecomeWriter

Отчёт о персонажах: http://becomewriter.ru/personazhi

********************************************

Facebook: http://www.facebook.com/OkunevY

Instagram: http://www.instagram.com/YOkunev

Twitter: http://www.twitter.com/YOkunev

YouTube: http://www.youtube.com/c/YOkunev

Страница ВКонтакте: http://vk.com/okunevy

********************************************

Оставить комментарий